Языком тела. Как через пластику «зарядить» зрительный зал

Рассказываем о необычных постановках на самарских сценах. Среди них «Пластические мистерии» режиссера Константина Ежкова.

   
   

Драма в движении

У каждого свое представление о любви, но истории, рассказанные самарским молодежным театром «Мастерская» понятны каждому. Это любовь лермонтовского «Демона», которая не оставляет равнодушным. И метаморфозы любви в спектакле «Хранитель». Там показана сила настоящего чувства, способного изменить человека. И пройдя все испытания обычный юноша становится «Хранителем» силы и мудрости. Две истории, рассказанные языком тела без единого слова. Первая - по мотивам поэмы «Демон» Михаила Лермонтова и цикла графических иллюстраций Михаила Врубеля. Вторая – «Хранитель» - по мифам и легендам древних славян. Премьера состоялась 25 марта 2016 года в Ялте на IV Всероссийском фестивале молодого театрального творчества «ТЕАТР. ДЕБЮТ. ЯЛТА».За пять лет существования «Пластических мистерий» посмотрели и российские, и зарубежные зрители.

"Пластические мистерии" можно увидет 18 апреля в 18.00 в Доме Актера Фото: Самарский молодежный драматический театр "Мастерская"

Честная игра

На протяжении всего действия не звучит ни одного слова – только волшебство движений актёров, тесно сплетённых со световым и звуковым решением. Исполнитель роли Демона Андрей Галкин отмечает, что в пластической работе ему, как актеру не за что спрятаться.

«Ты абсолютно открыт и честен со зрителем. В драматических и музыкальных спектаклях есть текст, есть песни, и зритель на это может «купиться», если это делать довольно обаятельно. В пластической постановке такое не получится. Нет никаких приспособлений, кроме своего тела. Если просто танцевать и двигаться на сцене – это будет перфоманс. Да, красиво, но зрителей это не тронет.

А когда ты сам включаешься в действие эмоционально, то зритель начинает тоже чувствовать сопричастность к тому, что происходит на сцене. Это безумная выкладка, очень устаешь под конец постановки», - делится исполнитель главной роли.

Чтобы тело зазвучало, актеру нужно заниматься несколько лет, отдавая много сил и времени этому направлению.

«Каждое тело индивидуально, основная цель пластической работы - убрать мышечные зажимы. Если я на сцене играю, условно говоря такие эмоции как гнев, ярость- если в жизни, когда ты испытываешь эти эмоции – ты напряжен, то на сцене в пластической работе это не приветствуется. Любой зажим ведет к закрепощению, поэтому максимально отыгрывая эмоции нужно быть пластически максимально расслабленным. Иначе быстрее устаешь, и это может привести к травмам», - говорит Андрей Галкин.

   
   

Жанр спектакля – пластика, в которой прекрасные тексты переведены на язык тела. Атмосфера и дух спектакля помогают зрителю раскрыть проблематику персонажей и произведений в целом. В настоящее время в молодежном театре «Мастерская» две работы такого характера - «Пластические мистерии» и пластическо-трюковая постановка «Чаша».

Ильдар Насыров,актер
-Мы играли это спектакль в Будапеште и Копенгагене. Пластическая постановка понятна и иностранцам, и нашему зрителю благодаря невербальному языку. Для меня , как для драматического артиста важно передать через движение внутреннее чувствование, чтобы зритель понял весь посыл пластического спектакля. Мы долго занимались пластическими тренингами под руководством Константина Александровича Ежкова, чтобы подготовить тело к пластическому решению спектакля. Особенно сложная роль у Демона. Я играю Ангела – это статичная роль, поэтому напряжение идет, чтобы нести посыл во весьма статичной пластике. Это требует большой концентрации.