Создавать словами свою реальность. Каким будет будущее новой литературы?

pixabay.com / pixabay.com

В Самаре подвели итоги IХ Международного конкурса короткого рассказа «Сестра таланта – 2022». Конкурс рассчитан на молодых писателей.

   
   

Свои рассказы представили как взрослые до 30 лет, так и совсем юные авторы. Работы принимались от трех возрастных групп: 12-17, 18-24, 25-30 лет. Всего в конкурсе приняли участие около полутора тысяч человек.

Найти свой голос

 Многие произведения молодых писателей попадают в литературные сборники именно благодаря этому конкурсу. Самарский писатель Денис Либстер второй год является членом жюри конкурса короткого рассказа. Он выбирает самые трогательные и необычные произведения подростков. В этом году прочёл более 120 рассказов, из которых надо было выбрать три самых-самых. Денис признаётся, что это невероятно сложная задача.

Фото: Из личного архива/ Вера Орлова

«В прошлом году подростки присылали много историй о домашнем насилии, жёстких и страшных рассказов. В этом году, к счастью, процент произведений на такую тему стал меньше. Пришло больше интересных притч и хорошей доброй прозы», - отмечает Денис Либстер. Очень тронул рассказ о пластмассовых цветах на заброшенном сельском поле, которые специально «посадили» друзья главной героини, чтобы сберечь её чувства. Необычная сказка-притча об иве, которая стала детской колыбелью, позволяет посмотреть на привычные вещи с непривычного ракурса.

По словам писателя, тематика произведений молодёжного рассказа очень разнообразная: от национальных мифов до исторических событий.

«Отдельная тема - это переписка материалов по истории Великой Отечественной войны из Википедии. За участие в нашем конкурсе дают грамоту, что очень нравится учителям русского языка и литературы. Поэтому они часто направляют к нам работы своих учеников. Прекрасно знать историю своего народа и государства. Однако с точки зрения писательского мастерства такие произведения слабоваты: нет ни формы, ни структуры, ни сюжета», - говорит писатель.

Жюри конкурса призывает участников писать рассказы  через свои чувства и ощущения, а не пользоваться готовыми клише. Прекрасно видно, когда к произведению прикладывают руку взрослые. И более того, порой это вредит истории.

   
   

«На церемонии награждения ко мне подошла мама и дочь-подросток. Женщина отметила, что ее ребенок написал прекрасную историю на конкурс. И когда она его прочла, то настояла на том, чтобы дочь добавила в финал её предложение. Поговорил с коллегами, и выяснилось, что это был рассказ о проблеме абортов. Юная писательница выбрала интересную поэтичную форму. Она рассказала о карандашах, которых сравнила с людьми. Получилось свежо и интересно, но рассказ не дошёл до финала. Его убила последняя фраза, которая звучала как выдержка из пресс-релиза: «По статистике в России ежегодно совершается такое -то количество абортов». Именно её и автор добавил по маминой просьбе. Когда дети пишут сами, это прекрасно и чисто, даже, если немного сумбурно. Они пишут то, что чувствуют и видят, делятся какими-то переживаниями. И самое главное: они совершенно иначе смотрят на структуру рассказа. Поэтому удивляешься все время, иногда приятно, иногда не очень», - говорит Денис Либстер.

В поисках своей частоты

В книжных магазинах действительно часто покупают фентези и фантастику. Как отмечает писатель, многие люди любят сказку и хотят жить в альтернативной реальности. «Наш мир с каждым годом становится все жестче и суровее, поэтому многие на подсознательном уровне пытаются удержать мир, в котором всё хорошо: есть условные эльфы, Солнце, а добро побеждает зло».

Более того, по мнению Дениса Либстера, каждый из нас сейчас будет подсознательно замыкаться на свою реальность, потому что не всем пока понятно, как жить в текущих условиях.