В Самарской области с XIX века сложилось свое традиционное ремесло ткачей. Созданные вручную ковры и изделия из шерстяных - это необычное сочетание народных промыслов и особого регионального колорита. Однако, в скором времени это все может исчезнуть.
Что имеем, не храним?
Основатель этно-художественного направления в Самарской области Надежда Гусарова отмечает, что наработки мастеров и ремесла местных ткачей остались не удел. Надежда Владимировна с 1981 года по крупицам собирает историю и технологии народного промысла. Она готова безвозмездно передавать свои знания и наработки, но в последние годы столкнулась с тем, что это никому не нужно.«Ситуация - «Караул!». Искусство переходит в разряд домашнего рукоделия. К примеру, в профильном колледже зарыли специальность «Художественное ткачество». Сегодня, чтобы открыть такие курсы самостоятельно, необходима хорошая материальная база. Основные затраты идут на нити, пряжу, основы для гобеленов. Раньше это было доступно, посещать такие курсы мог ребенок из семьи с любым достатком. Наше поколение мастеров готово делится знаниями и учить ремеслу безвозмездно. Но ситуация такова, что без поддержки властей самостоятельно возродить это направление невозможно», - рассказывает Надежда Гусарова.
Художник, педагог и последователь Надежды Гусаровой Дина Ковалева отмечает, что в прошлом году совершенно случайно узнала, что из государственного реестра убрали профессию ткача. «Наше государство решило, что такие люди не нужны. Даже те, кто уже получил эту специальность. Самое грустное, что такое происходит только у нас. В других странах бывшего СССР, в той же Белоруссии, Армении, Украине, Прибалтике, - там эта отрасль переживает пик развития. Сотканные вручную ткани используются для создания модных коллекций, оформления интерьера: как для дома, так и для общественных пространств. Почему так происходит у нас? На мой взгляд, это нездоровая пропаганда американской культуры и космополитизма. К примеру, в Азии очень бережно хранят свои народные традиции. Перед пандемией, я успела побывать в Индии в просветительском туре. Поражает, насколько много на Востоке вкладывается в развитие собственной культуры и самобытности. Нам в этом плане есть, чему поучиться», - говорит художник.
Как сохранить самарскую радугу?
Вице-президент Ремесленной палаты Самарской области Татьяна Чертыковцева рассказала, что в регионе сложились свои национальные традиции ткачества. В губернии в 19 веке в селе Максимовка жили молокане, которые и привезли технику создания полотен из Тверской области. В нашем регионе вместо хлопковых нитей стали использовать овечью шерсть. У нас были и башкирские, и татарские поселения, и русские села. Поэтому со временем тканые изделия приобрели смешанный местный колорит.«При ткачестве использовали так называемую ремизную технику. Это многоцветье, пестрядь, аналог французского жаккарда. Плетется полотно в данной технике с помощью перфокарт - специальных картонок с отверстиями»,- отмечает Татьяна Чертыковцева. В Самарской губернии шерстяные нити в позапрошлом веке окрашивали с помощью натуральных местных красителей.«Не было как такового синего цвета. В основном шерсть красили отварами дубовой коры, местных трав и соцветий. Всего получалось семь цветов, которые использовались местными ткачами: сиреневый (лиловый), оранжевый, красный, желтый, коричневый, зеленый, черный. Вот такая самарская радуга», - отмечает эксперт. Полотно ткали в виде цветных полос, также повсеместно использовался и башкирский национальный рисунок.
Крупным центром ковроткачества был Клявлинский район и его села Черный Ключ и Бор-Игар. Во многих домах раньше стояли ткацкие станы, которые главы семей мастерили для своих жен, сестер и дочерей. На них изготавливали одежду, а затем украшали ее яркой вышивкой. В 1970-1980-е гг. в этих селах было очень популярным ткать ковры. Для этого использовалась овечья шерсть. Овец стригли в мае или в конце августа. Шесть бережно собирали, мыли, чистили и вычесывали. Пряжу тоже делали вручную. Во многих сельских домах до сих пор сохранились прялки, которыми иногда пользуются местные жительницы. После того, как нити выкрашивали, начинали ткать ковер. Нередко на изготовление одного ковра уходило от полугода до года. Ковры обычно использовались для украшения дома. Образцы ковров можно посмотреть в местном краеведческом музее, есть онив школьном музее в селе Черный Ключ. «Это чувашское поселение получило наибольшую известность как центр ковроткачества. Работы мастериц выставлялись на ВДНХ. Там ткут и сегодня, хотя большинство мастериц в почтенном возрасте», - отмечает Татьяна Чертыковцева.
Волжские пейзажи на ткани
В нашем регионе есть своя школа гобелена. Этому ремеслу уже больше полувека. Это третья по значимости школа после Санкт-Петербурга и Москвы. Кроме того, Самара - это единственный город в стране, где есть фабрика ковров ручной работы. Как отмечает преподаватель областного училища культуры и искусств Олег Баулин, что среди других регионов, самарская школа гобеленов отличается своей самобытностью. В настоящий момент это искусство на новом витке развития. «В основном наши местные художники используют при создании гобеленов пейзажные мотивы и изображение животных, например, кабанов. Близость Волги и Жигулевских гор накладывает свой отпечаток. Много работ, выполненных в виде абстракции. На одном полотне мастера комбинируют разные техники ткачества, но при этом выдерживают текстурную гармонию», - поясняет Олег Баулин. В современных гобеленах все чаще находят применение не только текстильные материалы, но и полиэтилен, металл, в поверхность работы могут органично включаться керамика, дерево, камень. Наряду с современными техниками и материалами используются коптские, перуанские, кавказские, турецкие приемы. Традиционные плетения разбавляются различными авторскими вариациями.