«Американец» Рахманинов
- Василий Николаевич, почему у нас до сих пор принято сравнивать отношение к искусству россиян и европейцев? Дескать, на Западе билетов на классические концерты не достать, а у нас только на на поп-звёзд аншлаг. Неужели мы такие варвары?
- Меня это сравнение сильно раздражает. Мы сами разберёмся со своей 1000-летней культурой. Демократия, которую нам навязывают, у нас ещё в Новгородской республике была. И на кострах мы ведьм не жгли, потому что у нас нормальные попы были - они женщин любили. Да вы почитайте документы об Иване Грозном! Он около 4 тысяч человек казнил, а «аглицкая» современница Елизавета 40 тысяч подданных замучила.
Сейчас приезжаешь в Европу и ничего похожего на наш Волжский народный хор не находишь. Где вы там слышали такие хоры, какие есть у нас, например в Новокуйбышевске? В городе всего со 100-тысячным населением поёт мощная капелла «Аура», в составе которой 35 человек. В Европе разве что на какой-то общегосударственный праздник со всех концов страны певцов наберут. Да если бы не итальянцы, кто бы там пел? А кто там лучшие преподаватели, кто самые лучшие пианисты, скрипачи, дирижёры, танцовщики? Все - из России или стран бывшего СССР. Кто самый великий композитор в США? Рахманинов! Они его своим считают. А Китай сейчас весь где? Получать музыкальное образование едут в Петербург и Москву. Да мы всё еще песни свои народные знаем! Я помню из детства, как на праздники собирались за столом по пятьдесят и более человек, и все пели на четыре, шесть голосов! А нам всё указывают: вы - варвары! Да наша культура выше, качественней.
- И всё же попытки разных режиссёров добавить «солёненького» даже в оперные постановки не прекращаются. Одевают средневековых героинь в миниюбки, помещают их в апартаменты…
- В некоторых театрах переносят классику в современность, как «Аиду», к примеру, в фашистские времена, а на декорациях свастику рисуют. По мне это уже слишком. Я консерватор в хорошем смысле этого слова, приверженец классической оперы. Классика - не мёртвое искусство, ломать её нельзя. Напротив, осовременивания, такие, например, как перенос действия во времена нацизма и изображение главного персонажа прихвостнем какого-то фашиствующего молодчика, только мешают зрителю, а особенно - молодому.
В оперу или на стадион?
- Но новое поколение не очень любит классику. Так нужно ли насильно приобщать молодёжь к музыке? Вот, например, в молодежке футбольного клуба «Спартак» заведено всей командой посещать раз в месяц драму или оперу.
- Насильно не стоит. Но кто вам сказал, что молодёжь в театр не ходит? У меня есть привычка наблюдать зал перед спектаклем по мониторам. Так вот среди публики очень много молодых людей. Это в том числе и те, кто в ранней молодости прошёл «мясорубку», которую мы наблюдали по ТВ лет десять назад. Тогда разные теледеятели говорили: зачем нам опера и симфонические концерты по первому каналу, для этого есть канал «Культура». Значит, одного телеканала оказалось мало для этих людей, и они пошли в театр.
Во время реконструкции мы работали в ДК им. Дзержинского. И тех, кого я там видел, вижу теперь в нашем обновленном театре. Молодёжи среди публики становится больше, это общая тенденция для всех городов, где я был. Вы знаете, как радуются люди в небольших городах, где нет Мариинского или Большого театров, когда они видят, как человек работает «живьем»? Или вот я недавно у друга на свадьбе его дочери спел «Скажите, девушки…», так гости поначалу не поверили, что это не фонограмма, зато затем у молодых людей были такие ошалевшие лица…
Народ устал от суррогата. Чтобы к искусству была постоянная тяга, нужно хороший вкус воспитывать с детства. Когда я работал директором школы, мы со старшеклассниками ежемесячно посещали оперный и драматический театры. Но перед этим педагог рассказывал не только сюжет спектакля, но и объяснял ребятам, как нужно себя вести в театре, чтобы они не шли, «как на стадион». Детям очень нравились такие выезды. Вечные человеческие ценности, о которых рассказано и во «взрослых» спектаклях - любовь, дружба, верность, - детям близки и понятны.
- Но поймут ли современные подростки своеобразие той же новой постановки «Снегурочки» Римского-Корсакова? Театральные критики уже называют спектакль «голливудским фэнтези», действующими лицами которого становятся отнюдь не сказочные милые берендеи, а дикое племя небритых мужчин и нечёсаных женщин…
- Страсти героев, предательство, вражда, ненависть - по большому счету, всё это темы, может, и не для младших школьников. Но молодые люди постарше, я уверен, в замысле режиссёра разберутся. Ведь характер любого из персонажей можно увидеть в современной жизни. С этой точки зрения «Снегурочка» близка к современности. Вот мой герой Мизгирь. Этакий циничный хват, торгаш, «браток» из 90-х, который может купить всё. И невесту-то выбирает из расчёта, что она из небедной семьи - «копеечка к копеечке». Но он меняется под влиянием встречи со Снегурочкой, чистой, отличающейся от всех героев этой оперы. Встреча с необычной девушкой потрясает его, ломает его представления о правилах бытия. Он вдруг понимает, что не всё в этой жизни покупается, что душой вложиться надо, а не просто отдать деньги. Это же катастрофа, когда деньги начинают управлять людьми. Все видят, что сейчас происходит, - Америке с их долларом на весь мир просто начхать. Вот он - мир людей, и вот он - сценический мир сказочных берендеев. Страсти-то кипят те же!
Зритель ждёт
- В наше трудное время выезд всей семьёй в театр многим просто не по карману. Готовы ли актёры выезжать с концертами в те же Чапаевск, Отрадный, Глушицу?
- У нас есть спектакли, билеты на которые дешевле. Но и самим актёрам выезды на «периферию» для общения со зрителями необходимы. Просто нужно, чтобы на сцене были комфортные условия для артистов: нормальная температура воздуха, специальный пол, если мы говорим о балете, транспорт соответствующий. При этом мы вовсе не требуем лимузин к подъезду.
- Последние года три на центральных каналах пропагандировать высокое искусство пытаются через различные шоу - «Голос», «Большая опера», «Главная сцена»… Как вы относитесь к такому способу продвижения высокой музыки?
- По моим ощущениям, там есть доля неправды. Все ведь знают, как делаются рейтинги. И мне очень жалко молодых ребят, которые согласились на участие в этих шоу. Зачем их туда тянут? Все специалисты знают: голос должен созреть. В 70 у Лемешева был такой же голос, как и в 20 лет. Это самое трудное в нашей профессии - сохранить голос. Певец с возрастом набирает силу, качество голоса. Что он будет делать в 35 лет, если сейчас на подобных шоу сломается? У продюсеров же другие задачи - создать зрелище. Я вижу, как стараются исполнители, и мне их жалко. Я хочу, чтобы у нас в России была преемственность высокого качества, чтобы не закончилось всё на Анне Нетребко. Хорошие певцы - национальное достояние, а их на конвейер пускают. Хотите на молодых и красивых мальчиков или девочек посмотреть - идите не в оперу, а на модельные показы.
Смотрите также:
- Пианистка Кейко Мацуи - о мужестве японцев, цветах и поп-музыке →
- Муза уже давно не в моде →
- Предвкушение бунта →