Как изобразить душу. Иконописец из Сызрани создала более 1000 икон

Работы Натальи Пятковой украшают стены храмов в России и Ближнем зарубежье . Иконы сызранского мастера находятся  в частных заграничных коллекциях.

   
   

В свое время они были преподнесены  в  дар  Патриарху  Алексию II, Президенту России Владимиру Путину. Одна из работ есть в коллекции дома Романовых.

В спокойных и мягких тонах

С 1996 года Наталья Пяткова занимается реставрацией работ знаменитого сызранского иконописца Александра Бочкарева  и  возрождением  традиций  местной  иконописи.  Сейчас  Наталья  - хранитель  местной  школы данного промысла. Её муж Юрий Пятков во всем ей помогает:  готовит  доски  для  икон, занимается золочением, подготовкой  стен  для  росписи.  Фрески  мастеров  можно  увидеть в Казанском соборе в Сызрани, в храмах в Шигонах, в селе Рамено и казахстанском Кустанае. Узнать иконы, написанные в сызранской традиции, можно по особым оттенкам и удивительной технике рисунка.«В  основном  в  палитре  используются спокойные тона - все оттенки охры и оливкового, детальная прорисовка орнамента на одеяниях и белый фон. Мы никогда не наносим румянец на лики. Техника рисования - мелкими штришками - «сеточкой», за  счет  чего  создается  мягкий  переход от темных оттенков к светлым. Благодаря этому приему  изображение  получается  объемным», - рассказывает мастер. Иконописец уделяет много внимания деталям и лику - прописан весь образ от ресниц до текстуры кожи и тканей. Это непростая задача, ведь иконы  по  традиции  пишут  темперой - красками на осно-ве обожженной глины и яичного желтка. Этот материал не является  таким  гибким,  как,  к примеру, масляные краски. Темпера быстро высыхает, поэтому для работы с ней нужны точность  и  мастерство.  Один  неверный штришок - и ошибку сложно исправить. Зато оттенки получаются глубокие и не светлеют при высыхании. Разведенные темперные краски долго не хранятся, поэтому иконописцы постоянно их обновляют.

«Это в средние века художники  растирали  травы  или  сажу  для  красок.  Сейчас  можно приобрести готовый натуральный пигмент и развести его яично-водной эмульсией», - поясняет художник. Выбор кистей также важен для работы. В основном рисуют «белкой» и «колонком», а ни в коем случае не щетиной и не синтетическими кисточками. После того как лик написан, его покрывают масляным лаком, олифой, чтобы придать доске долговечность. Сейчас  лики  в  основном  пишут на липовых досках, хотя классический материал для основы  -  это  кипарис.  Ранее  лучшие подарочные иконы создавали именно на кипарисовых досках. В целом в России для иконописи также использовали доски из сосны и другого  недорогого  дерева.  При  должном  уходе  иконы  могут  храниться столетиями. Чтобы написать одну икону, мастеру нужно порядка трех месяцев.

Справка АиФ
Сызранская школа иконописи развивалась с конца XVIII века до 30-х годов XX века в среде старообрядцев-поморцев беспоповского толка. Они были закрыты от общества и представляли наиболее ортодоксальную ветвь старообрядчества.

 Благословленное искусство

  Где  же  можно  научиться  иконописи?  Как  пояснила  Наталья  Пяткова,  в  нашем  регионе в основном этим занимаются школы при храмах и православных институтах, в столице - при центрах реставрации. «К сожалению, у нас в Сызрани нет таких мастерских. Хотелось  бы  передать  традиции  живописи, у меня есть такая потребность. Может быть, после того как снимут ограничения из-за ковида, появятся ученики. У нас теперь есть мастер-ская»,  -  делится  планами  художник. В свое время Наталью благословил на написание икон архимандрит Волоколамский и Юрьевский Питирим. «Мы получили благословление на первой нашей выставке в 1991 году в Москве, в Доме дружбы народов. У нас есть также благословления от епископа Сергия Самарского  и  Сызранского  и  от  патриарха  Алексия  II»,  -  говорит художник. Икона «Распятие Господне» на белом фоне, написанная со старинной иконы конца XIX-начала XX века, работы Алексея Бочкарева была передана Президенту России Владимиру Путину. Некоторые  иконы  -  на  военных  кораблях,  например  в  Калининграде,  а  также  в  монастырях и храмах России и за рубежом. Полюбоваться  на  работы  мастеров можно в залах Самарского художественного музея. Выставка Сызранской школы иконописи будет открыта до 7 апреля.