Град без авто. Жители Тольятти требуют наладить работу транспорта

Из Комсомольского в Автозаводский район Тольятти добраться не всегда просто. © / Екатерина Шарганова / АиФ в Самаре

Памятник Василию Татищеву, расположившийся на берегу Волги с видом на Жигулёвские горы — знаковая достопримечательность Тольятти. И очень показательная с точки зрения логистики. До этой точки общественным транспортом добраться весьма трудно, что подсвечивает проблему большого города, который изначально планировали, как автомобильный.

   
   

Около памятника отцу-основателю Василию Татищеву любят фотографироваться молодожёны, гости Тольятти наслаждаются видами, а горожане отдыхают от суеты. Здесь есть и лабиринт желаний из аккуратных кустарников, и скамья примирения, увешанная замками, да и лес рядом. Недавно мемориал отремонтировали. Улучшили и прилегающую территорию. Однако нередко здесь бывает малолюдно.

Одинокий Татищев

Памятник находится не в самом городе, а между районами, в лесной зоне, которая их разделяет. С одной стороны, уединенное место для общения с природой, с другой, возникает вопрос: а как доехать? Только на автомобиле?

«Да мы здесь особо не гуляем, так, иногда заезжаем на машине, чтобы остановиться на смотровой площадке и кофе попить, и дальше по делам едем», — делится с корреспондентом «АиФ» тольяттинец Егор. «Мы с друзьями приезжаем только на машине, редко. Пейзажи здесь очень красивые, но лучше сходить в другое место, чем ехать в „зеленую зону“, где вечно пробки, а потом и не уехать отсюда. Оно того не стоит, слишком далеко, я лучше по парку прогуляюсь или на набережную схожу», — рассказала ещё одна горожанка Валентина.

Общественный транспорт ходит, но это всего лишь два троллейбуса, выезжающие из Комсомольского района и проезжающие по одной улице Центрального (№№ 1 и 22). К тому же курсируют они не так часто — от трёх до пяти раз в день. Есть ещё один вариант — на двух маршрутках (№№ 310 и 91), но нужно выйти на другой остановке («Русский бор») и ещё дошагать пешком до места назначения. Получается, что удобнее добираться на автомобиле. Как и путешествовать между районами.

Около памятника Татищеву часто бывает малолюдно. Фото: АиФ в Самаре/ Екатерина Шарганова

Личный и общественный

Тольятти строился с расчётом, что практически у каждого здесь будет личный транспорт и задумывался, как комфортный город для автомобилистов. Вот только сегодня машина есть не у каждого жителя. По данным администрации, обеспеченность населения авто — 337,9 единиц на 1000 человек. А протяженность автомобильных дорог общего пользования местного назначения составляет 863,9 км. Город большой и добираться из одного района в другой на общественном транспорте непросто.

Особенно остро нехватку общественного транспорта горожане ощущают вечерами. «Если пришлось задержаться, а уезжать нужно в другой район, то будут сложности. Автобусы идут с интервалом 20 минут, а маршрутки вовсе исчезают с наступлением темноты», жалуется тольяттинка Екатерина Шагарова. По неоднократным заявлениям городских властей, одна из ключевых причин — нехватка водителей.

   
   

В апреле 2025 года планировалось запустить два автобусных маршрута (№№ 66 и 67), которые должны были соединять крупные районы. Маршрут № 66 мог стать удобен тем, что должен был проходить через Портпосёлок, захватывая железнодорожную станцию «Жигулёвское море», район Речпорт, стадион «Метеор». Но запуск так и не состоялся из-за отсутствия заявок на конкурс от перевозчиков. Впрочем, городские власти не сдаются.

«В настоящее время прорабатываются различные параметры данных маршрутов (схема, расписание, класс транспортных средств) с целью проведения повторных конкурсных процедур, для последующего запуска их работы. Вместе с тем Администрацией планируется запуск нового автобусного маршрута, обеспечивающего прямую транспортную доступность Автозаводского и Комсомольского районов. Схема движения маршрута будет включать проблемные участки города, такие как ул. Механизаторов, ул. Баныкина», - сказано в ответе департамента транспорта Тольятти на запрос «АиФ».

Кроме того, как сообщил заместитель начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Святослав Святогорский, в январе 2026 года в городе откроются два троллейбусных и два автобусных маршрута, которые обеспечат доступность улицы Спортивной, Московского проспекта и проспекта Степана Разина на всей их протяженности.

Пока планы

Впрочем, осенью пришла и хорошая новость. С 20 октября между Комсомольским и Автозаводским районами начал курсировать автобус № 68. Кроме того, в Тольятти закупают новые машины большого класса. Как сообщает администрация, в ноябре-декабре поступят ещё 22 автобуса МАЗ, которые сразу выйдут на маршруты. Всего же за 2025 год их закуплено 43. Также, как сообщил глава города Илья Сухих, приобретены и поступят до конца года 14 троллейбусов. Идёт модернизация контактной сети электротранспорта. В связи с этим набирают и учат водителей.

«На муниципальных предприятиях перевозчиков подняли заработную плату, что позволило привлечь новых водителей и тем самым сократить процент их нехватки, ведется обновление подвижного состава. Вводятся новые муниципальные маршруты. Работа продолжается», — сообщили в Муниципальном центре управления.