В конце февраля исполняется 8 лет самарскому органу.
Его "хозяйка", органистка Людмила Камелина, отмечающая в этом же месяце свой юбилей, и хранитель, Юрий Савельев, сравнили инструмент с живым существом и рассказали о его здоровье, душевном и физическом.
"Он и солист, и партнёр"
К концерту по случаю дня рождения своего и органа Людмила Камелина шьёт новое платье.
- Я очень уважительно отношусь к "королю инструментов", - объясняет тщательную подготовку к юбилею заслуженная артистка РФ. - Мы нашли друг друга, как музыканты однажды находят "свой" инструмент, умея играть на нескольких. Возможности самарского органа позволяют мне делать всё, что я считаю интересным. Очень люблю современную музыку для органа, ведь этот инструмент для современной музыки - кладезь возможностей, он заменяет целый оркестр. Но люблю играть и старые вещи. В старинной музыке каждый раз находишь что-то новое. Это как старое украшение с новой блузкой - оно "играет" по-новому, появляется новое тепло. Мои друзья, не музыканты, после концерта, где я играла только Баха, сказали, что им не было скучно слушать произведения одного и того же композитора. Я и для себя открыла - с другими композиторами прошедших веков так не получается. Великий Бах - один из немногих композиторов, которого можно слушать весь концерт - так невероятно широк диапазон чувств его музыки, философская глубина. Благо, у нашего органа хороши и тембр, и звук. И он действительно как живое существо - может быть на сцене и солистом, и "партнёром" - голоса, оркестра или ансамбля.
Красоту и мощь звука самарского органа уже оценили многие великие музыканты мира. Один из последних концертов на сцене самарской филармонии дал органист собора Нотр Дам де Пари Оливье Латри, выступивший в цикле "Органные столицы мира". А создатель этой программы, ставшей визитной карточкой культурной Самары, - Людмила Камелина. В прошлом музыкальном сезоне она стала победителем конкурса "Культурный герой года" в номинации "Художественное явление". Почти двадцать лет Людмила Камелина, ставшая нашей землячкой пять лет назад, играет на органе, освоила и "попробовала" множество инструментов европейских залов и церквей, но, по её словам, каждый раз с трепетом приближается к инструменту.
Своё благоговение перед "королём инструментов" некоторые музыканты мира выражают, снимая перед ним обувь и босиком играя на ножной клавиатуре. У Людмилы - особая обувь. Она из такой тонкой кожи, что пальцами ног органистка чувствует нижнюю клавиатуру так же, как пальцами рук верхнюю. А изменения в "настроении" инструмента замечает, едва прикоснувшись к клавишам. Впрочем, хандрит орган или нет - посетители филармонии не услышат. Звук, "бродящий" по залу, будет в зависимости от температуры в помещении лишь чуть ниже или чуть выше обычного.
Послушать сердце, посчитать "рёбрышки"