Про "шарашки", где сидели и работали русские учёные, мы знаем из книг Солженицына; об ужасах колымских лагерей читали у Шаламова.
Безымянлаг для большинства населения страны долго оставался тайной за семью печатями. А между тем по количеству заключённых это был третий после Дальстроя и Беломорканала исправительно-трудовой лагерь. Управление его находилось в Куйбышеве.
Исправительно-трудовой лагерь в городе
В книге "Заключённые на стройках коммунизма: ГУЛАГ и объекты энергетики в СССР. Собрание документов и фотографий", подготовленной самарскими учёными доктором исторических наук Александром Репинецким и кандидатом исторических наук Алексеем Захарченко, собраны уникальные факты, рассказывающие о неизвестной странице в истории нашей страны и нашего города.
- Первые заключённые прибыли в Куйбышев в августе 1940 года. В чистом поле на большой территории нужно было в сжатые сроки построить два авиационных завода, один моторостроительный, а также теплоэлектростанцию, - рассказывают авторы. - Весь же Безымянлаг состоял из 35 лагерей, включающих стройки в посёлках Управленческий, Красная Глинка и Кряж. В те годы здесь сложилась уникальная ситуация. Как бы параллельно существовало два города: один - свободный Куйбышев, другой - Куйбышев за колючей проволокой. И если Беломорканал и Дальстрой растянулись на многие тысячи километров, то здесь почти 100 тысяч заключённых были сконцентрированы прямо в городе. В 1940 году на одного зэка приходилось два-три жителя областного центра. От местных осуждённых отказались почти сразу: их родственники приходили и целыми днями стояли за колючей проволокой - просили свидания.
"Письмо заключённых мамок"
Контингент лагерей уже в то время смешали в одну кучу: политзаключённые, уголовники и осуждённые за хозяйственные преступления сидели вместе. За "колючкой" оказывались даже те, кто был задержан за нарушение паспортного режима и, не дождавшись решения суда, так и не вышел на волю. Историки нашли "письмо заключённых мамок" - так назвали своё обращение к всесоюзному старосте Калинину женщины, отбывающие срок в овощном хозяйстве "Кряж". Они жаловались на отвратительные условия содержания, на то, что беременных гоняют на работы, а главное - сетовали, что на женщин, не совершивших никаких преступлений, смотрят как на врагов народа. Реакции на письмо "мамок" из Москвы не последовало. Как не реагировало высокое начальство и на сообщения самого руководства лагеря о катастрофической нехватке продовольствия, одежды и медикаментов. Условия содержания людей были ужасными. Осуждённые работали не менее 11 часов, основной едой был хлеб. Выполнявшим норму полагалось 675 граммов хлеба, штрафникам - всего 300. Если люди отказывались работать, их грузили на повозки и доставляли к месту стройки. Назад везли уже трупы. Зимой заключённых выгоняли на замёрзшую Самарку - вырубать лёд для холодильников или выпиливать изо льда дрова, сплавленные по реке и вовремя не вытащенные на берег. А в ноябре 1941 года, когда на построенные заводы уже прибыли специалисты с семьями, зэки освободили для них бараки, сами спали на голой мёрзлой земле до тех пор, пока не построили себе землянки.
Людей свозили умирать
Количество заключённых скорректировало начало войны. За незначительные нарушения их, впрочем, как и охранников, отправляли на фронт, в штрафные батальоны. В первые два года войны Безымянлаг отправил на фронт 71 тысячу заключённых.
К 1944 году в Безымянлаге оставалось 27 лагерей. Уже вместе с военнопленными немцами советские зэки строили нефтянку, ЛЭП, трубопроводы. Так, именно принудительным трудом был возведён куйбышевский нефтеперерабатывающий завод.
Официальная дата закрытия Безымянлага - 1946 год. Но до настоящего времени многие архивы, посвящённые Безымянлагу, считаются закрытыми - это был единственный в стране сверхсекретный лагерь, строивший "оборонку" и после войны вовлечённый в советский атомный проект.
Хотя уже в конце 1941 года Безымянский особстрой выполнил свою задачу - куйбышевский оборонный комплекс был построен. Какой ценой? Треть заключённых были при смерти, ещё треть переведены в категорию легкотрудников, то есть тех, кому оставалось жить считанные месяцы. В Безымянлаге погибли 12 тысяч наших соотечественников, чьи потомки до сих пор не знают о судьбах своих отцов и дедов. Но и эту цифру историки считают заниженной.
Прошедшим летом на Безымянской ТЭЦ была открыта мемориальная доска в память о людях, которые в ужасных условиях, голодные, раздетые и больные, построили оборонный комплекс, ставший кузницей нашей победы в Великой Отечественной войне.
Ещё один памятный знак о погибших на "стройках коммунизма" должен быть, по мнению историков, установлен на Мехзаводе. Именно туда, на так называемый оздоровительно-профилактический участок, отправляли временно нетрудоспособных зэков. Правда, возвращались оттуда единицы - людей попросту свозили умирать.
Смотрите также:
- Александр Колпаков: «Европа у России в долгу» →
- Ученые отменили конец света в 2012 году →
- Ленин ненавидел Россию →