"Я - Этьен. Передайте в Москву..."

   
   

Мы не раз обращались к теме увековечения памяти наших знаменитых земляков. Писали о людях неравнодушных, которые не дают нам забывать о славном прошлом, поминали и тех, кто, увы, живёт лишь сегодняшним днём. Сегодня очередной рассказ о тех и других.

И честь, и долг

Бережно сохранять память о прошлом автор книги "Самарских улиц имена" Альбина Липатова считает своим личным долгом. Вместе с коллективом библиотеки ДК "Мир" вот уже несколько лет она делает всё, чтобы напомнить горожанам о Герое Советского Союза разведчике Льве Маневиче. Земляком его назвать трудно, в Самаре он жил и работал всего три года (1919-1921 гг.).

- Но для нашего города сохранить память о Льве Маневиче - это и честь, и долг! - настаивает Альбина Михайловна. - Ведь жизнь этого человека была сколь героической, столь и трагической.

Он работал в Вене, Милане, Париже и постоянно держал Советское правительство в курсе того, что творилось на "кухне" фашизма. Даже после ареста итальянской контрразведкой умудрялся передавать в Москву ценнейшую информацию - уникальный случай в истории мировой разведки. Маневич умер 11 мая 1945 года, уже освобождённым из лагеря, но так и не увидевшим своей семьи и своей Родины. Никто не знал его настоящего имени, даже умирая, он не назвал себя. Последними его словами были: "Я - Этьен. Передайте в Москву... Там знают...". Лишь через 20 лет после смерти имя Л.Е. Маневича было рассекречено, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Решение на бумаге

Альбина Михайловна многие годы собирала материалы о Маневиче. В мае 1985 года в библиотеке ДК "Мир", где и работала Липатова, прошёл вечер "Герой незримого фронта", посвященный легендарному разведчику. С этого времени коллектив библиотеки не раз обращался в горадминистрацию с просьбой увековечить имя Льва Маневича. Было и конкретное предложение: благоустроить сквер у ДК "Мир" и назвать его в честь Льва Маневича. Идею поддержал Сергей Хумарьян - директор музея истории УФСБ по Самарской области.

Наконец 31 июля прошлого года глава города подписал постановление N555, в котором скверу было присвоено имя разведчика Льва Ефимовича Маневича. Увы, осталось это решение лишь на бумаге. Даже элементарной таблички с соответствующей надписью не появилось. Может, поэтому народ в большинстве своём не знает, как называется сквер. Место это людное, за полчаса, что я здесь простояла, мимо сквера прошли более полусотни людей. Но из 15 прохожих, согласившихся ответить на мой вопрос, только одна женщина знала, в честь кого назван этот уголок отдыха. Да и уголком отдыха скверик назвать язык не поворачивается. Вот если бы "ожил" большой фонтан, если бы территорию привели в порядок, сюда, по словам прохожих, с удовольствием приходили бы молодые мамы с малышами и гуляли бы влюблённые парочки.

К 60-летию Великой Победы администрация Промышленного района взялась было благоустраивать сквер - красили бордюры, положили асфальт, реставрировали фонтан. Завод им. М.В. Фрунзе обещал помочь установить бюст Маневича (о чем Альбина Михайловна и мечтать не смела), но работы были остановлены. А летом 2006 г. часть сквера за считанные дни вырубили и засыпали щебнем - "Кировский рынок", что по соседству, "растёт", прежнего места ему мало.

Кто купил сквер?

На свои запросы Альбина Михайловна получает из райадминистрации один ответ - территорию сквера выкупил некий московский коммерсант Зиновьев, и так как теперь территория частная, сделать уже ничего нельзя. В райотделе культуры Липатовой предлагают повторить путь длиной в 22 года - вновь собирать документы, подписи, печати. Получается, постановление градоначальника уже не имеет никакой силы? Мои попытки распутать этот запутанный клубок ни к чему не привели. Из райотдела по делам молодёжи, культуры и спорта меня отправили в управление по вопросам культуры и организации досуга населения горадминистрации. Там, услышав про коммерсанта Зиновьева, пояснять ничего не захотели, направив в райадминистрацию, откуда меня адресовали в отдел архитектуры и - вновь в администрацию Промышленного района. Пройдя по замкнутому кругу, я убедилась: о сохранении памяти легендарных людей думают немногие простые граждане, а чиновников это совсем не волнует.

- Сквер превращается в Богом и властями забытое место, - грустно итожит Альбина Михайловна. - Я убедилась, что от самого принятия решения до его исполнения - огромная дистанция.

Смотрите также: