"Постимся постом благоприятным..."

Об особенностях и традициях Великого Поста, который начинается 10 марта, рассказывает настоятель Спасо-Вознесенского собора Самары протоиерей Александр Урывский.

Всё-таки аскетический подвиг

   
   

- Отец Александр, с какой целью постятся православные христиане?

- Первая заповедь, данная Богом человечеству, - о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения, но ещё более стала нужна после изгнания из рая. Мы постимся, исполняя заповедь Божию. Как мы знаем из Евангелия, сам Господь постился при вступлении на великое служение, постились пророки, апостолы. Издавна христиане добровольно лишали себя удобств и комфорта, противопоставляя этому пост, поклоны, бдения, паломничество к святыням. Это считалось лучшим свидетельствованием православной веры. В быту старой русской семьи строго соблюдались постные дни - среды и пятницы - и установленные Церковью четыре поста. Благочестивые миряне тогда мало отставали в посте от иноков.

Смысл поста не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. "Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом", - говорит святоотеческая мудрость. Речь не о голодании и изнурении тела, а именно о воздержании, хотя для большинства верующих пост - всё-таки аскетический подвиг.

- Как же правильно поститься?

- Сложно составить один пост для монахов и духовенства, а другой - для мирян, с исключениями для пожилых, больных, беременных, кормящих женщин, детей. Поэтому Церковь даёт только один пост для всех. При этом, конечно, надо помнить, что все мы немощные, и к посту подходить разумно. Миряне чаще всего по благословению священника как-то облегчают пост. Каждый должен сам определить - сколько ему требуется в сутки пищи. Иные верующие поспешно берутся за подвиги поста, причём начинают поститься внезапно, резко переходя от одного сложившегося пищевого режима к другому, аскетическому. Результат совсем не тот, которого ждут. Люди из-за полуголодной жизни становятся раздражительными, злыми. Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильным действиям, а от первого нет. Пост должен быть и в супружеской жизни. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться при единодушном согласии обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания душевный мир.

Пост телесный должен быть соединён с постом духовным: воздержанием от участия в развлекательных мероприятиях, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность, рассеивает ум. Многие на период поста выключают телевизор и радио, к минимуму сводят разговоры по телефону. Пост может быть и вредным для души, если человек делает из него "культ" и проникается сознанием своего превосходства.

По христианской традиции пост начинается взаимным прощением обид, сопровождается милостью и помощью ближним. Он непременно должен быть соединён с молитвой и покаянием, иначе это лишь диета.

- А как поститься детям, больным?

- По учению древних отцов здоровый младенец не постится лишь тогда, когда ещё питается молоком матери, т.е. примерно до трёх лет. Когда дети подрастут и определятся их характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против воли или проводить в постные дни такое снижение качественного состава пищи, которое будет выходить за пределы обычной нормы церковного устава. Для слабых и больных детей могут быть допущены и ослабления, и отступления от поста.

Теперь о болящих. Крест болезни вменяется им вместо поста и ценится выше его. Вместо того, чтобы ослаблять силу тела постом, оно уже бывает ослаблено болезнью. Поэтому нужно есть всё, что дают в больничной столовой и приносят родные, согласуясь с лечащим врачом. Но важно помнить и другое. Пост - замечательный способ освобождения организма от накапливающихся в нём ядов и профилактика разных заболеваний, вызванных неправильным питанием. По мнению учёных-диетологов, пост ведёт к понижению содержания холестерина, предупреждает развитие инфаркта и некоторых злокачественных опухолей.

Рецепты постных блюд

- Батюшка, какие постные блюда считаются традиционными на столе у православных в России?

- Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времён Крещения Руси. Некоторые имеют византийское, греческое происхождение. Раньше не записывали кулинарные рецепты, передавали от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Со времён святого равноапостольного князя Владимира практически не было изменений в рецептах, добавлялись лишь новые овощи: до конца XVII столетия на Руси знали лишь капусту, чеснок, лук, огурцы, редьку, свёклу. Очень были распространены щи, уха, рассольное. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. В постные нерыбные дни пироги пекли с рыжиками, маком, горохом, репою, капустою, разными ягодами. Ели кислую и отварную капусту, свёклу с постным маслом и уксусом, гречневую и овсяную каши с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с мёдом, караваи с грибами и пшеном, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, особенно лук, чеснок и шафран.

В постные дни в великосветских домах Москвы и Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи.

Сегодня на столе православных христиан в числе других блюд можно видеть салаты из белокачанной капусты, грибов с луком, свёклы с зеленью, чёрной редьки. Из первых блюд многие предпочитают супы - гороховый, картофельный, грибной, из консервированной фасоли, щавеля, кислые щи, холодный борщ, рассольник, свекольник, окрошку, постную ботвинью. Вторые блюда - это разные запеканки, блюда из картофеля, тушёные овощи, грибы, голубцы, каши. В изделиях из теста преобладают пироги со всевозможными начинками. Из напитков подают травяные чаи, квас, кисель, компот, настой из шиповника, морс и соки.

- Но вот пост завершился. Как правильно разговляться?

- Православная этика по отношению к постам требует, чтобы разговление, т.е. приём скоромной пищи, начиналось в день праздника, после Божественной литургии. Причём делать это надо постепенно, резкий переход к обильному мясоедению вреден.


Кстати

В первые два дня первой недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи. В остальные дни, кроме субботних и воскресных, Церковь установила вторую степень воздержания - растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, т.е. употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причём дважды в день. Последняя, легчайшая степень воздержания, т.е. употребление в пищу рыбы, разрешается в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную седьмицу предписывается пост второй степени - сухоедение (т.е. без масла), а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Геннадий Онищенко предупредил, что соблюдение поста не всегда полезно