Самарский край называют родиной поволжских амазонок. В связи с этим особенно обидно, что из-за ошибок в географических справочниках и путеводителях одна из самых эффектных высот средневолжья, Девья гора, обернулась Молодецким курганом и уже в "мужском обличье" стала символом волжской природы.
Колдовство в инореальности
Несколько лет назад двое путешественников, случайно попав в жигулёвскую пространственно-временную аномалию, оказались свидетелями удивительного обряда в храме неведомого культа. В здании из огромных розовых плит, уставленном женскими статуями, молодые люди увидели странный ночной ритуал. Женщины, по рассказу невольных свидетелей, больше похожие на европеек, в одинаковых длинных серых грубых одеждах, почти рубищах, танцевали вокруг костра, время от времени бросая в него какой-то порошок. Их пение и танец вызвали у очевидцев ощущение гармонии в теле и душе. Закончив танец, жрицы пошли вдоль стен мимо статуй, и у каждого каменного изваяния вдруг начинала загораться огоньком какая-то деталь: фибула на одежде, цветок в каменной причёске... Когда колдуньи направились к выходу, самарцам не оставалось ничего другого, как броситься со всех ног прочь от храма. Днём, вернувшись к тому же месту, они не обнаружили ничего, кроме привычного, до мелочей известного пейзажа. Эту историю пересказала в своей книге "Хроника аномальных явлений" тольяттинка Татьяна Макарова. И хотя произошло событие где-то за гранью нашей реальности, факт, что в ритуале участвовали только женщины, вновь заставляет вспомнить и древнее название Жигулёвских гор, и матриархат, который когда-то у нас был не исключением, а скорее правилом.
Хозяйка Гор льёт слёзы в Каменную Чашу
В преданиях Поволжья рассказывается и об отважной деве Манчихе, бабе-атамане, утопившейся в Волге, когда её окружили враги; и о двенадцати сёстрах-богатыршах, мериться с которыми силой приходили добры молодцы со всего света. Образ русской богатырши Бориславны, что схоронила добытые в басурманских краях сокровища под скалистым курганом в Жигулях, перекликается с образом легендарной мордовской царицы Анны Патерь, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе Ош-Пандо-Нерь. А когда крепость пала под натиском неприятеля, Анна бежала в горы, где и исчезла. Легенда рассказывает, что врагов долго преследовала её тень в образе женщины на белой лошади. Говорят, до сих пор в тех местах можно встретить призрак Анны в царском облачении с горящим голубоватым пламенем факелом в руках. При свете полной луны её видно особенно отчётливо. Подобно уральской Хозяйке Медной горы царица жигулёвских подземелий является повелительницей глубоких пространств, куда допускаются лишь избранные герои. Как гласит предание, по одному из них, смельчаку Фёдору Шелудяке, до сих пор печалится Хозяйка Гор, и слёзы её текут в Каменную Чашу.
В поход шли с оружием и косметикой
Но не только легенды говорят о том, что Самарская область - место жительства дев-воительниц. Старинные карты и раскопки археологов - ещё одно подтверждение статуса региона как "женского края". На итальянской карте 1459 года наш регион обозначен как "Амазония".
В I тысячелетии в Среднем Поволжье жили савроматские племена, в которых женщины занимали почётное место, были и жрицами, и хозяйками, и солдатами. Греческий историк Геродот писал, что своё происхождение савроматы берут от браков скифов с прекрасными и воинственными амазонками. По всей территории области в разное время историки находили древние захоронения женщин, в могилах которых наряду с бусами, зеркальцами, раковинами для белил и румян лежали железные кинжалы и наконечники стрел. Но самую впечатляющую находку наши археологи сделали в 2001 году у села Сиделькино Челно-Вершинского района.
Они раскопали могилу сарматки, жившей здесь в III веке. У женщины сорока лет, видно, ещё в молодости была отрублена кисть правой руки каким-то очень острым оружием.
Почему далёкие потомки греческих амазонок вынуждены были становиться воинами? По словам археолога Самарского областного историко-краеведческого музея Дмитрия Сташенкова, мужчины этих племён отправлялись на заработки, нанимаясь по контракту в римские войска, так что женщины оставались не только хозяйками очага, но и заградительным отрядом на пути врагов.
Молодецкий камень стал Лепёшкой
Именно из-за этих дев-воительниц скифо-савроматских и сарматских племён долгое время, почти до середины XIX века, нынешние горы Жигули носили название Девьи. А одна из самых эффектных вершин называлась Девьей горой. Кстати, изучая различные исторические и литературные источники, директор районного муниципального музея истории Усольского края Валентина Шульгина доказала, что Девьей горой когда-то назывался современный Молодецкий курган. "Гендерный перекос" в географии произошёл где-то в середине прошлого века.
Первое упоминание о Девьей горе сделал ещё в 1634 году знаменитый путешественник Адам Олеарий. Затем в середине XIX века о ней, как главной в тех местах, упоминают братья Чернецовы, зарисовавшие во время водного путешествия практически всю Волгу. А в 1868 году в "Материалах для географии и статистики России" Симбирского генерального штаба про ту же гору пишется: "До Морквашинского буерака крутым обрывом спускается к Волге Девичий курган". Молодецким же камнем долгое время называли небольшой курган за горой Лепёшкой. Но уже в книге Г. Обедиентовой "Из глубины веков" Девьей горой называется маленькая гора у подножия Молодецкого кургана. Краевед Шульгина считает, что ошибка произошла после создания в этой акватории Волги искусственного моря. Лепёшка, по всей видимости, была затоплена. Прежний Молодецкий камень стал именоваться горой Лепёшкой. А Девья гора "поменяла пол" и стала именоваться Молодецким курганом.
Смотрите также:
- Археолог Сергей Зацаринный – о тайнах поволжских лесов →
- Археология - занятие затратное →
- Волшебная гора →