Обитель над Волгой

   
   

Накануне в епархии поручили сфотографировать "новостройки" этого известного на всю Россию святого места. Отправились в путь вместе с помощником Владыки Сергия по строительству Василием Ильиным и специалистом-экологом Фонда социально-экологической реабилитации области Аллой Коломиец.

Как Сашенька туман разогнал

Туман и дождь, сопровождавшие от Жигулёвска, на подъезде к Кашпиру усилились. Поняв, что с задачей справиться будет нелегко, я взмолился: "Боже, помоги!".

Едва разговорились со смотрителем обители Николаем Андреевичем Макаровым, беседу прервал радостный крик. Оглянулись. По дороге спешил небольшого росточка мужичок, в руках две иконы. "Это наш Сашенька, деревенский", - шепнул Макаров, принимая от него старинный образ Николая Чудотворца. Вторая икона, покрытая патиной, "не читалась", но было видно, что и она очень старого письма. Где взял Сашенька редкие иконы - при гостях его не стали спрашивать...

С появлением Сашеньки, таких в русских селениях обычно называют юродивыми или блаженненькими, туман стал редеть, открылась Волга, и я без труда сфотографировал строящиеся храм и часовню над колодцем-источником. Господь помог!

После съёмки нас пригласили в дом. Хозяйка Зинаида Григорьевна поставила чай с медом. Завязалась беседа. Для меня и Аллы Коломиец, новичков в этих краях, супруги приготовили рассказ о святом месте, которому несколько столетий покровительствует сама Пресвятая Богородица.

Обретение святыни

В 1713 году местные пастухи стали замечать белый свет над безымянным колодцем на окраине городка Кашпир. Вскоре у "белого колодца", как стали называть его жители, пастухи обнаружили стоящую на камне икону - точную копию Феодоровской иконы Божией Матери - размером 6 на 7 вершков (формат А4). Икону передали в Кашпирский храм, затем в главную Сызранскую церковь. Однако икона всякий раз "уходила" к колодцу. Лишь спустя много лет обрела она своё постоянное место в храме Сызранского мужского монастыря - в приделе в честь иконы Божией Матери "Феодоровская".

О той чудесной истории знала вся дореволюционная Россия. Нескончаемым потоком ехал сюда православный люд. Перед иконой молились, а к колодцу шли за необыкновенно вкусной и к тому же целительной водой.

После революции колодец-родник много раз пытались уничтожить. Последнюю попытку власти предприняли в 1968 году - в колодец вылили три бочки фенольной присадки с местного сланцеперерабатывающего завода. После этого "ядовитый колодец" решили сравнять с землёй. Но бульдозерист наотрез отказался от "иудиной" работы. Её выполнил за немалые деньги чужак, потребовавший кабину бульдозера забить фанерой - чтоб люди его не узнали.

По рассказам стариков, раскапывающих то место, "мазут удавалось отмывать только керосином". Когда колодец откопали и очистили от отравы, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил здесь молебен и благословил брать воду. Жительница посёлка Управленческий Светлана на свои сбережения купила сруб, и рядом с колодцем появилась часовня. На средства прихожан самарского храма святых Петра и Павла оборудовали купальню. Местные жители, сколько смогли, благоустроили святое место.

Образцовый порядок здесь в последние годы поддерживает смотритель отставной офицер Николай Макаров.

- Побывав на источнике впервые, я понял, что мое место здесь, - рассказывает он. - Владыка Сергий благословил...

К тому времени Макаров был на пенсии. Оставив благоустроенную квартиру в Самаре, он переселился "в вагончик у колодца". С супругой Зинаидой Григорьевной взяли на воспитание приёмных Катю-старшую, Катю-младшую и Алёшу. Семья обзавелась небольшим хозяйством. Благотворители помогли поставить дом-сруб. Люди называют это место Феодоровской обителью Царицы Небесной.

"Твой подарок, Богородица!"