Батюшки "вкусили" солдатский хлеб

   
   

Впервые в крупных военных учениях участвовали православные священники.

Об их вкладе "в победу над условным противником" рассказал главный военный священник 2-й гвардейской армии Приволжско-Уральского военного округа протоиерей Георгий Козин.

Были храм-палатки

- Командование ПУрВО и 2-й армии задолго до учений "Южный щит-2006" обратились в Синод РПЦ с просьбой направить к ним священников. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил 20 батюшек. От мусульманских организаций в учениях участвовали имамы Пермского муфтията во главе с муфтием Мухаммедгали Хузином.

- Чем вызвано участие духовных лиц в учениях?

- Командование не делало военной тайны: личный состав нуждается в духовной поддержке. Без духовной мотивации трудно идти в атаку. Без неё нет воинского подвига, взаимовыручки, самопожертвования. Священники помогали солдатам и офицерам выдержать тяготы и лишения полевой жизни и выполнить задачи учений.

От Самарской епархии с воинскими частями выехали протоиерей Виктор Проничкин, иереи Андрей Рузянов, Дионисий Толстов, Иоанн Мохов и я, а также семинаристы Денис Подоровский и Вадим Евдокимов. Владыка Сергий благословил нас.

- С чего начали?

- С определения места для полевого храма. Из опыта русской армии известно, что это был тыл. Но здесь всё определяла тактическая обстановка. Так, по рекомендации командиров частей полевые часовню и храм развернули рядом с командным пунктом полка.

- Что они собой представляли?

- Где можно, храм оборудовали на базе автомобиля "ЗИЛ"-кунг. Но чаще были храм-палатки. Специально для палаточных храмов объединение "Софрино" изготовило облегчённую конструкцию иконостаса.

Старались не сквернословить

- Каким был рабочий день у батюшек на учениях?

- У каждого индивидуальный, исходя из учебно-боевых задач. План составлял священник и утверждал командир. Например, в бригаде материального обеспечения каждый день в 10.00 служили молебен и заупокойную литию. Дважды мы служили Божественную литургию. Исповедовали и причащали воинов. Ежедневно беседовали с личным составом. Вечером - показ фильма и занятия в полевой воскресной школе. Священники совершали таинство крещения, исповедовали, причащали запасными дарами, служили молебны.

- На какие темы были беседы?

- Темы определяли учебно-боевые задачи. Всегда священники напоминали правило Александра Суворова: "Молись Богу. От Него победа!".

"Неужели так важно молиться?" - иногда недоумевали солдаты. Здесь уместно привести случай из недавней чеченской войны. В 1999 году в Аргунском ущелье в плен к бандитам попал раненый рядовой Михаил Груздев. Головорезы решили заснять его казнь на видеокамеру. Но - кончилась плёнка. Двое отправились в блиндаж за кассетой, трое стерегли солдата. В эти секунды контуженный, израненный Михаил Груздев стал призывать на помощь Пресвятую Богородицу. Молитва его была столь пламенной, что он сразу почувствовал прилив какой-то необыкновенной силы. Появились решимость и отвага. Он вдруг понял, что должен делать. Молниеносно выбил штык-нож из рук одного бандита и уничтожил всех троих. Подстерёг остальных и тоже поразил. Как рассказывал солдат, он явно ощущал невидимую крепкую поддержку свыше. Вот что значит молитва!

По душе пришлась участникам учений военно-историческая тема. Она, кстати, хорошо вписывалась в православный календарь. В район учений мы прибыли 12 сентября. В этот день Церковь отмечает перенесение мощей благоверного князя полководца Александра Невского. Об этом и был первый разговор. Вторая беседа - 14 сентября. В этот день в 1812 году военный совет в Филях решил оставить Москву ради спасения армии и России. 18 сентября вспоминали день рождения полководца Михаила Кутузова. Следующий разговор посвятили Архангелу Михаилу - вождю воинства Господня...

Увы, вести пришлось разговор и о сквернословии. Этим грешили многие. Между прочим, военные сами стали замечать, что есть связь между низким уровнем дисциплины, расхлябанностью и матерщиной. Священники объяснили, что матерное слово создаёт вокруг тёмное пространство, привлекает бесовские силы. От злых слов люди переходят к злым поступкам, в полном соответствии с законом психологии. Отсюда, считаю, в армии и случаются неуставные отношения, дезертирство, суициды...

Воины частей, где работали священники, после разъяснений старались не сквернословить. А в батальоне РЭБ после бесед батюшки солдаты даже курить стали меньше.

Питались из общего котла

- Расскажите о крещениях в ходе учений.

- Это великое таинство священники совершали с большой радостью. Отец Андрей Рузянов крестил замкомандира полка и четверых солдат. Протоиерей Виктор Проничкин - лейтенанта, прапорщика, двух сержантов, шестерых солдат, а также младенца Татиану - дочку офицера. Её крёстным отцом стал замкомандира полка по воспитательной части подполковник Сергей Вобликов. Отец Иоанн крестил трёх подполковников, а я - солдата-водителя. По просьбе старших офицеров обряд крещения проходил на сельском пруду. Крёстным отцом рядового Александра Гусева пожелал стать генерал-майор Георгий Ботев.

- Как складывались отношения священников с командирами и солдатами?

- Был огромный интерес к батюшке, богослужению, таинствам. Военнослужащие полка, где служил отец Виктор Проничкин, захотели участвовать в богослужениях. На водосвятном молебне солдаты под руководством батюшки дружно запели ектению "Господи, помилуй!". Замкомандира полка по воспитательной части был просто изумлён "таким хорошим поступком солдат".

В этом же полку сержант-контрактник грубо нарушил дисциплину. На командирский "совет" пригласили отца Виктора. Он и посоветовал, как воздействовать на нарушителя.

Доверием прониклись люди в погонах и к отцу Андрею Рузянову. Ему открывали душу и немолодые офицеры, побывавшие в "горячих точках". Суровые на вид военные, случалось, плакали, рассказывая о жизненных передрягах. Один офицер исповедовался больше двух часов.

Отец Иоанн Мохов взял на учения диски с православными фильмами. Палатка, где шёл их показ, не могла вместить всех солдат, многие подолгу стояли под дождём в ожидании очереди. Потом отец Иоанн отвечал на вопросы и приглашал всех желающих на вечернюю и утреннюю молитвы. Пришли десятки солдат и офицеров.

- В частях были и воины-мусульмане...

- Они добровольно посещали наши беседы. Отцу Виктору помогал оборудовать походную часовню башкир, сознающий себя мусульманином. Оказалось, до армейской службы он с отцом строил православные храмы. Много помогал батюшке начальник штаба части подполковник Матякубов Кукланбек Хаджиевич. В конце учений он попросил книгу Виктора Николаева "Живый в помощи".

- Как жили священники?

- Жили в кунгах и офицерских палатках. Отец Виктор Проничкин - при часовне. Ели из общего котла. Когда настали студёные ночи, командиры выдали им тёплое обмундирование.

А на подведении итогов учений командующий войсками ПУрВО генерал армии Владимир Болдырев отметил, что "результат работы православных священников превзошёл все ожидания. Батюшки внесли достойный вклад в выполнение учебно-боевых задач и заслужили уважение солдат и офицеров".

Смотрите также: