Кто витает в облаках

   
   

Две начинающие парапланеристки, у которых опыта было по часу лёта, отправились в горы.

О такой мелочи, как шлем, девушки забыли. Одна из них, воспарив метра на три, поплыла вдоль склона против ветра. Внизу тянулся овраг, заросший терновником. Пока парапланеристка, радуясь своему второму в жизни полёту, гордо обозревала родные просторы, неотвратимо надвинулся противоположный склон. Колючий терновник принял рухнувшее тело. Но царапины и большущая дыра в бедре - малая цена за непростительное легкомыслие дилетанта. Девушка ведь со всего маху могла и в скалу вписаться. А так подоспевшая машина доставила летунью в больницу, где её подштопали, заодно пожурив за излишнюю самостоятельность - новички могут отправляться в воздушное плавание только под присмотром инструктора.

С помощью швейной машинки

Те, кто впервые попадает в самарский клуб парапланеристов "Высота", для начала крепко-накрепко усваивают эту нехитрую истину. Несложно найти и сам клуб.

Пятнадцать минут езды на маршрутке от автостанции "Аврора", и вы в посёлке Яицкий. На его окраине небольшое новое двухэтажное здание из красного кирпича. Здесь и готовятся к новоселью члены клуба, параллельно осваивая профессии штукатуров и маляров. Вокруг банки с краской, инструменты. Но в одной из комнат уже висит огромная фотография - вид Самары с высоты птичьего полёта. Это подарок пилота-фотографа Виктора Пылявского, он одним из первых в Самаре увлёкся мотопарапланами. Руководитель клуба "Высота" Владимир Архиповский - тоже парапланерист со стажем, впервые взмыл в небо в 1998 году. А в 2000-м он вместе с такими же энтузиастами организовал клуб.

Параплан - удовольствие не из дешёвых, на экипировку и сам аппарат приходится изрядно потратиться. Средний параплан без мотора стоит более 50 тысяч рублей. Наличие мотора делает его дороже как минимум втрое. Но те, кому такие расходы не по карману, тоже могут осуществить свою мечту о полётах. Заплатив членский взнос в размере четырёх тысяч рублей в год, они пользуются клубным снаряжением. А один начинающий, но рукастый пилот смастерил параплан сам. Нашёл чертежи, на миллиметровой бумаге рассчитал все детали купола. Потом наладил старую бабушкину швейную машинку, купил ткань, взял паяльник и приступил к работе. Через два месяца параплан был готов. Испытав его самолично, инструктор заверил: механизм надёжный, летать можно.

Кроме параплана пилоту требуется обмундирование. Спецодежда для парапланеристов имеется, но приобретают её по мере материальной возможности. А так многие обходятся обычным спортивным костюмом и кроссовками. Правда, повторимся, без шлема никак нельзя. Летом полезны защитные очки, чтобы глаз не протаранил встречный шмель.

Первоклашку в полёт не отправят

"Параплан, как автомобиль, только летающий, - говорит Владимир, - и уход за ним такой же, надо тщательно проверять снаряжение, менять, если что, запчасти. Раз в пять лет положено проводить полный техосмотр параплана".

Управлять парапланом не так сложно, но обучение пройти нужно, а уж потом парить себе в облаках. В клубе "Высота" курс стоит шесть тысяч рублей и включает 30 часов практических занятий и 12 часов теоретических. В конце "студент" сдаёт зачёт. Детей учат бесплатно. Правда, первоклашку в полёт не отправят ни при каких условиях: к параплану допускают только с 14 лет.

Особых требований к физическим данным пилота нет. Живой вес одного из них, например, составлял 160 кг. не считая снаряжения. Когда этот матёрый человечище шёл на посадку, остальные пилоты разбегались кто куда.

"Девушек, увлекающихся парапланами, единицы, процента два от всех занимающихся, - рассказывает Владимир, - девушки в этом виде спорта надолго не задерживаются, хотя начинают активно, но спустя время бросают". А ещё говорят, что прекрасная половина любит витать в облаках... Впрочем, случаются и столкновения пилотов. Это бывает, если в небе слишком много парапланов. Так, один парапланерист под конец лётного дня заходил на посадку и нечаянно влетел в другого пилота. Сами пилоты отделались испугом, но у жертвы "наезда" повредило купол. Ремонт его оплатил виновник столкновения. Экстремальный вид спорта таит в себе неожиданности. Одна девушка отрабатывала в воздухе так называемые срывы купола, не справилась и рухнула вниз. Благо там была вода, и всё обошлось холодным душем.

Непогода не пугает

В клубе "Высота" сбор каждую неделю по выходным. Летательный механизм с мотором более манёвренный, а вот параплану без мотора требуются большие пространства, и с ним приходится отправляться от города подальше. Как правило, парапланеристы наслаждаются небесными просторами около посёлка Раковка.

Парапланы делятся по сложности модели. Если у спортсмена не хватает опыта для определённой модели, это может закончиться плачевно, например, травмой. "Это как если человек, едва научившийся водить "Запорожец", сразу сядет за руль машины, предназначенной для "Формулы-1", - доступно объясняет разницу Владимир.

За годы своего существования клуб подготовил около полусотни пилотов-парапланеристов. Сейчас здесь 30 постоянных членов клуба да курсантов 15 человек. Надвигающаяся осенняя непогода спортсменов не пугает. Парапланеризмом можно заниматься круглый год. Даже зимой, по словам Владимира, управлять парапланом не сложнее, чем летом. При температуре не ниже минус 15 градусов летать можно спокойно.

Смотрите также: