Четырехчасовое обсуждение проекта реконструкции стрелки рек Волги и Самары завершилось одобрением, хотя и не единогласным. Представители самарского архитектурного сообщества разделились на два лагеря. Одни поддержали санкт-петербургс
Студентов не пускать
Обычные жители Самары, студенты архитектурно-строительного университета и журналисты, которых «нет в списке», стоят возле Дома архитектора. Их не пускают на презентацию проекта реконструкции Самары в границах улиц Комсомольской и Фрунзе. По словам одного из студентов, аргумент у грозного ЧОПовца при входе был один – «это профессиональное обсуждение, а не общественные слушания, пустить вас не могу».
Тем временем, министр строительства Самарской области Алексей Гришин убеждает корреспондентов, что общественность все-таки сможет принять участие в обсуждении проекта, но в первую очередь это пройдет в профессиональных сообществах.
«В каких форматах пройдет дискуссия с общественностью – определит город. Сегодня для разговора соберутся архитекторы. Позже проект планировки станет доступен для всех самарцев, как только пройдет необходимую экспертизу в министерствах, – говорит Алексей Гришин. – Но общественные слушания будут реальны только в рамках обсуждения внесения изменений в генплан после обсуждения проекта планировки».
«Все переедут в Москву»
Директор ООО «Институт «Ленгипрогор» Юрий Перелыгин, прежде чем приступить к концепции застройки рек Самары и Волги, говорит, что к 2040 году жители Самары переедут в Москву. В зале поднимается гул, представители архитектурного сообщества перешептываются.
Юрий Перелыгин не реагирует на возмущение публики и рассказывает про 130-й квартал Иркутска, проект которого создавали архитекторы «Ленгипрогора». Петербуржец показывает слайды с фотографиями и схемами так называемой «Иркутской слободы». Исторический район Иркутска застроили жильем и общественными объектами (медицинский центр, музей, амфитеатр, гостиницы, рестораны, офисные здания).
«Специально создаваемая зона исторической застройки в Иркутске с памятниками архитектуры и истории города создала для горожан 1200 рабочих мест», – говорит директор «Ленгипрогора». Присутствующее начинают догадываться, что подобное строительство подразумевается и в Самаре – «старый купеческий город объединится с функциональностью и минимализмом современного мегаполиса».
На самарской «стрелке» авторы проекта планируют выделить зону для промышленных зданий и зону рекреации, где будет построен конгресс-центр, Дворец бракосочетаний и тематический парк для отдыха горожан. В месте остатков крепости, заложенной при основании Самары князем Григорием Засекиным (под заводом клапанов), планируется строительство торгового центра «Старая Крепость».
Многие архитекторы и журналисты неодобрительно отзываются о строительстве торгового комплекса на месте самарского завода клапанов. Однако, по мнению петербургских авторов проекта, бизнес окупит затраты и создаст больше рабочих мест, чем бы это смог сделать завод или памятник культуры.
В зале снова становится шумно. Присутствующих явно не устраивают планы петербургских проектировщиков. «5 млрд рублей! Они собираются делать все из золота?» – спрашивает соседа один из участников обсуждения.
Наркоманский район
После презентации проекта (с планом можете ознакомиться здесь) планировки и межевания исторического центра в районе «стрелки» поступают вопросы из зала. Сроками реализации проекта, размещением 10 000 парковочных мест и пешеходной привлекательностью интересуется экс-архитектор Самары Виталий Стадников. Зал поддерживает вопрос аплодисментами.
Юрий Перелыгин отвечает, что областные власти рекомендовали авторам проекта ориентироваться на то, что в Самаре в 2018 году пройдет Чемпионат мира по футболу.
«Вспомните Сочи: сколько было шума и недоброжелателей, но в итоге все получилось замечательно. Гостям необходимо показывать что-то приличное, а не то, что сейчас представляет собой стрелка рек Волги и Самары. Я недавно был в этом районе: в каждом дворе наркоманы», – говорит Перелыгин.
Жителей ветхого и аварийного жилья, по словам Юрия Перелыгина, не будут переселять в Крутые Ключи (Кошелев проект). Для этого предлагается построить новое жилье в районе стрелки. Вопрос о размещении парковки остается «висеть в воздухе».
«Проект – эвтаназия для нашего города»
Общественный деятель Алла Демина говорит, что уезжать жить в Москву никто не собирается. По ее словам, многим людям нравится жить в провинции, а проект из стекла и бетона станет губительным для исторической части города.
Петербургские проектировщики не комментируют высказывание Аллы Деминой. Член реготделения Союза архитекторов России Светлана Малышева поддерживает слова общественного деятеля и говорит, что центр города в таком случае превратится в сплошной экран из многоэтажных строений.
Четырехчасовое обсуждение проекта застройки «Стрелки» лаконично завершает председатель самарского регионального отделения Союза архитекторов России.
«Я считаю, что проект вполне заслуживает одобрения», – резюмирует Юрий Корякин.
Несмотря на то, что многие вопросы содержали критику, сообщество архитекторов приняло проект планировки стрелки рек Волги и Самары. Теперь, осталось выслушать мнение общественности, которое, как обещают, должны принять во внимание. «АиФ-Самара» будет следить за развитием событий.